Последовательность расположения документов


Документ в системе "1С:Предприятие" В системе "1С:Предприятие" понятие "документ" имеет существенно большее значение, чем просто печатная форма платежного поручения, счета или накладной. Документ является механизмом, предназначенным для отражения в системе актов хозяйственной деятельности. Регистрация информации о произошедших актах хозяйственной деятельности является основным назначением документа. Многие из документов имеют печатные формы установленного образца, однако возможность формирования печатной формы является дополнительной функцией документа. Под актами хозяйственной деятельности с точки зрения системы "1С:Предприятие" понимаются не только те акты, которые, согласно законодательству, должны найти отражение в бухгалтерском учете, но и все события в жизни организации, которые в той или иной мере влияют на ту область, которую автоматизирует "1С:Предприятие". Причем, в данном контексте не имеет значения, для решения каких задач используется "1С:Предпритие" в конкретной организации - ведение бухгалтерского учета, управленческого учета в торговле, учета в производстве и т.д.. Например, выписка счета, с точки зрения "1С:Предприятия", является актом хозяйственной деятельности, так как, во-первых, сформирован печатный документ, переданный клиенту, а во-вторых, выписав счет, организация вступила в некоторые отношения с клиентом, пообещав ему в случае оплаты поставку товара по указанным ценам. Соответственно, сотрудник, выписавший счет, несет определенную ответственность за правильность оформления документа. Заметим, что бухгалтерская операция, введенная в ручную, с точки зрения "1С:Предприятия" тоже является документом и также отражает акт хозяйственной деятельности.

Дата и время документа Для всех документов в "1С:Предприятии" поддерживается такая важная характеристика, как дата и время записи документа. Смысл указания даты в документе вполне очевиден, а вот смысл указания времени требует дополнительных разъяснений. Главной задачей указания времени в документе является возможность расположения документов внутри даты в некоторой последовательности. Время документа только весьма условно можно считать соответствующим астрономическому времени его ввода в систему. Например, время документа зависит от того времени, которое установлено на компьютере пользователя, а оно может быть не совсем верным. Главная задача указания времени заключается в установлении порядка следования документов в пределах даты. На самом деле, даже если Вы попытаетесь указать у двух документов одинаковое время, то система все равно расположит их последовательно. В этом случае раньше будет располагаться тот документ, который был раньше введен в систему. Реальный порядок расположения всех документов в информационной базе можно увидеть, если открыть журнал "Полный журнал". В нем будут видны документы всех видов. Заметим, что расположение документов во всех журналах одинаковое, но в большинстве журналов выводятся документы не всех видов.

Порядок расположения документов Расположение документов в определенном порядке является очень важной составляющей механизма документов, как средства отражения актов хозяйственной деятельности. Идеология "1С:Предприятия" предполагает, что документы, введенные в информационную базу, располагаются именно в том порядке, в котором реально происходили те события, которые отражают документы. Например, если в информационной базе накладная введена с временем, не точно совпадающим с моментом реальной выписки накладной, то само отличие времени документа от астрономического времени не будет являться ошибкой и не повлияет на работу системы. Однако, ошибкой будет являться ввод документов не в той последовательности, в которой реально происходили события. Например, если расходную накладную расположить в журнале документов до приходной накладной (хотя на самом деле приход товара был выполнен раньше), то возможна ситуация, при которой в учете будет неправильно отражено списание товара. Система будет считать, что в момент выписки расходной накладной на складе еще не было товара, оформленного приходной накладной и будет выполнено списание других партий или будет неверно выполнен расчет средней стоимости. Даже для документов, которые не отражаются в учете, последовательность расположения может иметь важное значение с управленческой точки зрения. Например, если менеджер выписывает счет постоянному клиенту, то он сверяется с текущим состоянием взаиморасчетов с клиентом, чтобы определить текущую задолженность по кредиту. При этом, если в тот же день вводится выписка из банка, в которой поступали деньги от этого клиента, то для определения правомерности действий менеджера очень важно, выписывался счет раньше регистрации выписки или позже. Таким образом, общим правилом, которого следует придерживаться при вводе документов, является расположение документов в том порядке, в котором реально происходили cобытия.

Изменение документов "задним числом" Разумеется, при вводе документов встречаются ошибки. И хотя задачей пользователей, безусловно, является правильное и своевременное отражение хозяйственных операций, полностью исключить вероятность возникновения ошибок практически не реально. В связи с этим возникает необходимость исправления ранее введенных документов, удаления документов, введенных по ошибке, и ввода документов, которые не были введены своевременно. "1С:Предприятие" предоставляет пользователям возможность изменения документов "задним числом". Однако применять эту возможность следует таким образом, чтобы при этом не была нарушена идеология работы с документами. Основное правило, которое следует соблюдать при вводе, удалении и изменении документов "задним числом" можно сформулировать так: изменения должны привести документы в соответствие с последовательностью и содержанием актов хозяйственной деятельности, происходивших в действительности. Изменение документов "задним числом" нельзя использовать для отражения более поздних событий. Например, если оформлена расходная накладная, а вечером того же дня клиент вернул часть товара, то будет неверным внесение исправления в расходную накладную с целью уменьшить количество отгруженного товара на то количество, которое было возвращено клиентом. Правильным будет отражение возврата товаров отдельным документом или операцией. Если исправить документ задним числом, то, с точки зрения системы "1С:Предприятие", после момента оформления расходной накладной возвращенные товары были на складе и могли продаваться другим клиентам, хотя на самом деле их не было, так как они появились только вечером. Соответственно, отражение возврата отдельным документом (или операцией) будет правильно отражать последовательность реально происходивших событий. Однако, если для управленческого учета приведенное правило распространяется на всю историю документов, хранящихся в информационной базе, то при ведении бухгалтерского учета изменение документов и операций "задним числом", разумеется, не может выполняться в тех периодах, по которым уже сдана отчетность, в тех случаях, если это может повлечь к изменению бухгалтерских итогов. В таких случаях обычно используется сторнирование.

Перепроведение документов Из сказанного выше следует, что идеология "1С:Предприятия" предполагает возможность исправления ранее введенных документов с целью привести все введенные документы в соответствие с реально происходившими в организации событиями (актами хозяйственной деятельности). Таким образом, общий журнал документов после всех исправлений должен правильно отражать всю хозяйственную деятельность предприятия, вне зависимости от того, в какой последовательности собственно происходили ввод и исправление документов.

Соблюдение перечисленных правил позволяет программе, например, построить отчет о наличии товаров или любых других средств на любой момент времени. Причем, данные этого отчета будут совпадать с реальным наличием средств на тот момент времени.

Кроме того, определенные механизмы учета "1С:Предприятия" основываются на текущих итогах на момент конкретного документа. Например, при проведении расходной накладной может выполняться расчет себестоимости списания "по средней" или по методу LIFO (FIFO). Разумеется, при изменении документа "задним числом" все документы, которые следуют за измененным документом, автоматически не перепроводятся. Их может быть очень много, и такая операция заняла бы продолжительное время. Однако, изменение документов "задним числом" приводит к тому, что списание, выполненное последующими документами, становится неверным. Например, если выяснилось, что в начале месяца неверно указали сумму приходной накладной, то очевидно, что все расходные накладные, по которым отпускались данные товары после этой приходной накладной, неверно рассчитали сумму списания. Для решения этой проблемы в "1С:Предприятии" существует возможность не только исправления документа "задним числом", но и перепроведения документов с целью правильного отражения в учете всех последующих хозяйственных операций. В процессе перепроведения каждый документ заново выполняет анализ итогов на тот момент, в котором он расположен в журнале, и соответственно правильно отражает данные списания в учете. Разумеется, перепроводить имеет смысл только те виды документов, которые в процессе проведения анализируют текущие итоги.

В конфигурациях, для которых особенно критичен контроль изменения документов "задним числом", используется механизм "последовательностей" документов. Он автоматически контролирует изменение "задним числом" документов, которые могут повлиять на проведение более поздних документов, и позволяет выполнить проведение с нужного момента всех документов, которые необходимо перепровести. В этих конфигурациях необходимость перепроведения контролируется также при формировании большинства отчетов.

В типовой конфигурации "1С:Бухгалтерии" рекомендуется выполнять перепроведение перед сдачей отчетности или перед закрытием месяца. Для перепроведения документов можно воспользоваться стандартным режимом проведения документов, выбрав интервал, соответствующий текущему отчетному периоду, и выбрав все виды уже проведенных документов.